Стригин Михаил Филиппович
Стригин Михаил Филиппович – бессменный директор школы №86 с 1962 года по 1994 год. Преподаватель географии, мастер педагогического труда, талантливый организатор учительского и ученического коллектива, всю свою жизнь отдал делу народного образования.
Родился он 15 мая 1928 года в крестьянской семье в п. Емельяново, был четвертым ребенком. Его родители: Стригин Филипп Матвеевич и Стригина Ефросинья Ивановна - жители деревни Емельяново,они переехали в Сибирь из Поволжья, спасаясь от голода. Михаил Филиппович родился уже в Сибири.
Жена - Стригина (дев. - Орешникова) Надежда Иннокентьевна родилась 2 сентября 1930 года. Ее родители: Орешников Иннокентий Прокопьевич и Орешникова (дев. Леонова) Антонина Антоновна - жители Красноярска, выходцы из деревни Емельяново. Со стороны жены предки были коренными сибиряками и жили в Сибири несколько поколений.
У Михаила Филипповича 2 сына – Евгений и Юрий Стригины.
Деятельность в течение жизни
В 1946 году окончил среднюю школу. Затем была учеба на биолого-географическом факультете КГПИ и распределение в школу Канского района. В Чечеульской школе стал завучем, затем назначен директором Комаровской средней школы. В 1954 году его избрали секретарём Канского райкома комсомола. За пять лет работы в райкоме приобрёл опыт организатора, координатора.
В 1959 году Стригин М.Ф. получил назначение на должность директора Канской школы-интерната. Молодой и энергичный педагог пришёлся по душе воспитанникам. В годы его директорства жизнь в учреждении была интересной, многообразной и насыщенной разными событиями: началась переписка с космонавтами из «Звездного городка», а с 1962 года школа-интернат стала носить имя первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Постепенно укреплялась материально-техническая база школы: гагаринцы получили новое здание спального корпуса, была построена школьная столовая.
В 1962 году в самостоятельную жизнь вышли первые выпускники школы-интерната имени Ю.А. Гагарина, которые считают Михаила Филипповича своим «крёстным» отцом. В памяти школьных выпускников 1962-1964 гг. Михаил Филиппович остался энергичным, справедливым и добрым человеком.
После 1962 года Стригин М.Ф. работал в Красноярске директором средней школы №86, которая впоследствии была названа его именем. Надо отметить, что школа на окраине города (а улица Калинина была таковой) – это не то, что в центре большого города, там у людей был выбор, где учить детей. Школа №86 была построена к 1962 году, а вскоре к ней «присоединили» старую небольшую калининскую школу №38. Так что 86 состояла из двух зданий, расположенных на расстоянии почти километра друг от друга. Школа по численности учеников была одной из самых больших в городе. Школа на Калинина была более, чем школой, она была очагом культуры и не только культуры окраинного микрорайона. Юрий Михайлович Стригин, младший сын Михаила Филипповича, вспоминает: "Отец был известным лицом в калининском микрорайоне. Почти все время он проводил в школе, чуть ли не ночевал в школе. Когда переехали в квартиру, чуть дальше от школы, он продолжал практику 10-14 часового рабочего дня". Михаил Филиппович был директором и учителем географии, а Надежда Иннокентьевна была учителем химии.
Школа является центром рождения многих педагогических инициатив:
За большие заслуги в деле народного образования награжден: 1958 г . Медалью «За трудовое отличие»;
Посмертно имя М.Ф. Стригина увековечено мемориальной доской с надписью: «Школу открыл в 1962 году и проработал в ней директором до 1994 года
Стригин М.Ф. (1928-1994)».
Из дневниковых записей директора школы Стригина Михаила Филипповича:
«В 1962 году в нашу школу пришли дети из разных школ района. Тогда передо мной встал вопрос, с чего начинать формирование триединого коллектива: учительского, родительского или ученического. Заметьте, что на второе место по значимости я поставил родительский. Почему? Да потому что мне надо было на свою сторону привлечь родителей, а через них и детей. Позднее убедился – не ошибся. И все же главным было для меня найти своих единомышленников из педагогов, направленных работать в школу, сплотить их на большую и сложную работу. Это и прием школьников, и оборудование классных комнат, и оказание помощи строителям в завершении отделочных работ».
«Забот много, но я уверен в одном: никогда не останусь один на один со своими проблемами. Со мной всегда рядом прекрасные, творческие люди, мои друзья и коллеги, которые отдают делу всю свою душу, талант, энергию, помогают каждому ребёнку осознать, кто он, поверить в себя. А как важен именно тот момент, когда ученик решился на откровенный разговор с учителем. Этот момент должен принадлежать только ребенку. Но если учителя отвлекли, то ребенок останется без внимания, замкнется в себе, посоветуется с кем-то другим. А вдруг да не с тем - вот что страшно».
«Странно даже предположить, что кого-либо не взволновал разговор о здоровье собственного ребенка. Но разве, обсуждая проблемы школы, мы говорим не о том же здоровье – моральном, нравственном, наконец, физическом? И не одного человека, не сотни, не тысячи, а целого поколения, то есть тех, с кем нам через несколько лет нога в ногу, плечо к плечу предстоит жить и трудиться. Тех, от кого зависит завтрашний день. Какими мы воспитаем наших детей сегодня, таким будет наше будущее. Тут доказательств не требуется, это простая истина».
«Я рад, даже счастлив только потому, что все наши бывшие выпускники, которые вернулись в нашу школу учителями, работают здорово, стремятся отдать детям все свои знания, учатся сами у своих бывших учителей. Я думаю, мы, учителя, которые учили их, будем еще счастливее, если они будут работать лучше нас. Тогда нам не страшно будет уходить на отдых, зная, что дело обучения и воспитания остается в надежных руках».
«Конечно, в нашей школе работать нелегко, мы постоянно в поиске, в творчестве, в раздумье. Но я думаю, никто не пожалел и не пожалеет, что работал с нами».
«Чаще задумываюсь над словами Б.Окуджавы «Счастье – это когда все лучшие стороны твоей личности передаются ребёнку». Что такое счастье знают дети. Счастье нельзя купить, отнять, ему бесполезно подражать, но его можно дарить. И это не заканчивается вместе с детством, а остается навсегда для тех, кто с первых шагов встретил чуткого, талантливого учителя, обладающего большой духовной энергией, который, заметив детский восторг, радость, сможет поддержать, указывая каждому свой путь».