Страница психолога
Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции интеллектуальных и речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ.
Развитие межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции является основой интеллектуального развития обучающихся с ОВЗ и реализуется в процессе коррекционной деятельности. Использование в работе с обучающимися специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.
Специалисты нашей социально-психологической службы в своей работе используют игровые сеансы, задания, направленные на синхронизацию работы полушарий и развитию мозжечковой деятельности, что повышает функциональные возможности обучающихся. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальцы, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.
Обучающиеся с особыми образовательными потребностями очень часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Диагностическая работа, являющаяся началом коррекционной деятельности специалистов сопровождения, выявила следующие признаки несформированности межполушарного взаимодействия у некоторых обучающихся с ОВЗ:
Ø проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
Ø логопедические нарушения, задержка речи;
Ø нарушения психомоторн ого разв ития, утомляемость;
Ø отсутствие познавательной мотивации;
Ø проблемы с освоением графомоторных навыков развитием математических способностей.
Целевой группой является категория обучающихся с ОВЗ 1-4 классов, посещающих коррекционно- развивающие занятия педагога-психолога и учителя-логопеда.
Работа реализуется поэтапно.
Первый этап. Организационно-методический
На этом этапе изучаются методические материалы и опыт работы по проблеме межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции для развития обучающихся с ОВЗ; выявляется уровень познавательного и речевого развития обучающихся и определяются направления работы, подбираются игры и упражнения, приобретаются дидактические пособия, направленные на развитие межполушарного взаимодействия мозжечковой стимуляции.
Второй, коррекционный этап, включает в себя три направления: кинезиология, графомоторика, ритмокоррекция. В процессе коррекционно- развивающей деятельности с обучающимися с ОВЗ все упражнения разучиваются сначала одной рукой, потом другой рукой, затем задания выполняются обеими руками одновременно. В процессе работы с балансировочной доской Бильгоу первоначально используется комплекс упражнений с мячом, далее комплекс упражнений с цветозонированной рейкой, комплекс упражнений с мешочками – используется принцип от простого к сложному.
Следующим направлением по развитию межполушарного взаимодействия является ритмокоррекция. В процессе деятельности, обучающиеся производят ритм: отхлопывают в ладоши, отстукивают разными предметами по столу. В работе используются массажные мячи, помпоны, стаканчики, природный материал.
Дальнейшим направлением является развитие графомоторных навыков. Рисование, раскрашивание поэтапно обеими руками, копирование простых и сложных узоров, соединение точек, работа с графомоторными лабиринтами из природного материала, развивающий набор Монтессори – задания, на совершествование графических навыков, упражнения на развитие тактильных ощущений, концентрации внимания; задания для развития синхронных и последовательных движений пальцев рук, способствующие развитию мышечной и моторной памяти. Выполняемые движения сопровождаются чистоговорками и стихами.
На третьем, заключительном диагностическом этапе, в результате итогового мониторинга выявляется уровень сформированности межполушарного взаимодействия.
В дальнейшем, специалисты службы сопровождения, планируют:
Ø Продолжить работу по формированию межполушарного взаимодействия у обучающихся с ОВЗ.
Ø Принять участие в Краевом фестивале лучших инклюзивных практик.
Ø Принять участие в районном конкурсе педагогических достижений.
Ø Принять участие в заседаниях районных методических объединений, поделиться опытом используемой практики.